Аристотель
Аристотель (Aristotélçs)
(384-322 до н. э.), древнегреческий философ и
учёный. Родился в Стагире. В 367 отправился в
Афины и, став учеником Платона, в течение 20
лет, вплоть до смерти Платона (347), был
участником Академии
платоновской. В 343 был приглашен Филиппом
(царём Македонии) воспитывать его сына
Александра. В 335 вернулся в Афины и создал
там свою школу (Ликей,
или перипатетическую
школу). Умер в Халкиде на Эвбее, куда бежал
от преследования по обвинению в
преступлении против религии. Был
сторонником умеренной демократии.
Дошедшие до нас сочинения Аристотеля
делятся по содержанию на 7 групп.
- Логические
трактаты, объединённые в своде "Органон":
"Категории" (рус. пер., 1859, 1939), "Об
истолковании" (рус. пер., 1891), "Аналитики
первая и вторая" (рус. пер., 1952), "Топика".
- Физические трактаты: "Физика", "О
происхождении и уничтожении", "О небе",
"О метеорологических вопросах".
- Биологические трактаты: "История
животных", "О частях животных" (рус.
пер., 1937), "О возникновении животных" (рус.
пер., 1940), "О движении животных", а также
трактат "О душе" (рус. пер., 1937).
- Сочинения о "первой философии",
рассматривающее сущее как таковое и
получившее впоследствии название "Метафизики"
(рус. пер., 1934).
- Этические сочинения - т. н. "Никомахова
этика" (посвященная Никомаху, сыну А.; рус.
пер., 1900, 1908) и "Эвдемова этика" (посвященная
Эвдему, ученику А.).
- Социально-политические
и исторические сочинения: "Политика" (рус.
пер., 1865, 1911), "Афинская полития" (рус.
пер., 1891, 1937).
- Работы об искусстве, поэзии и
риторике: "Риторика" (рус. пер., 1894) и
дошедшая неполностью "Поэтика" (рус.
пер., 1927, 1957).
Аристотель
охватил почти все доступные для его времени
отрасли знания. В своей "Первой философии"
("метафизике") Аристотель подверг критике
учение Платона об идеях и дал решение
вопроса об отношении в бытии общего и
единичного. Единичное - то, что существует
только "где-либо" и "теперь", оно
чувственно воспринимаемо. Общее - то, что
существует в любом месте и в любое время
("повсюду" и "всегда"), проявляясь
при определенных условиях в единичном,
через которое оно познаётся. Общее
составляет предмет науки и постигается
умом. Для объяснения того, что существует, Аристотель
принимал 4 причины: сущность и суть бытия, в
силу которой всякая вещь такова, какова она
есть (формальная причина); материя и
подлежащее (субстрат) - то, из чего что-либо
возникает (материальная причина); движущая
причина, начало движения; целевая причина -
то, ради чего что-либо осуществляется. Хотя
Аристотель признавал материю одной из первых причин
и считал её некоторой сущностью, он видел в
ней только пассивное начало (возможность
стать чем-либо), всю же активность
приписывал остальным трём причинам, причём
сути бытия - форме - приписал вечность и
неизменность, а источником всякого
движения считал неподвижное, но движущее
начало - бога. Бог А. - "перводвигатель"
мира, высшая цель всех развивающихся по
собственным законам форм и образований.
Учение А. о "форме" есть учение
объективного идеализма. Движение, по Аристотелю,
есть переход чего-либо из возможности в
действительность. Аристотель различал 4 рода
движения: качественное, или изменение;
количественное - увеличение и уменьшение;
перемещение - пространств, движение;
возникновение и уничтожение, сводимые к
первым двум видам.
Космология Аристотеля при всех
достижениях (сведение всей суммы видимых
небесных явлений и движений светил в
стройную теорию) в некоторых частях была
отсталой в сравнении с космологией
Демокрита и пифагореизма. Влияние
геоцентрической космологии Аристотеля сохранялось
вплоть до Коперника. Аристотель руководствовался
планетной теорией Евдокса
Книдского, но приписал планетным сферам
реальное физическое существование:
Вселенная состоит из ряда концентрич. сфер,
движущихся с различными скоростями и
приводимых в движение крайней сферой
неподвижных звёзд. "Подлунный" мир, т. е.
область между орбитой Луны и центром Земли,
есть область беспорядочных неравномерных
движений, а все тела в этой области состоят
из четырёх низших элементов: земли, воды,
воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый
элемент занимает центральное место, над ней
последовательно располагаются оболочки
воды, воздуха и огня. "Надлунный" мир, т.
е. область между орбитой Луны и крайней
сферой неподвижных звёзд, есть область
вечноравномерных движений, а сами звёзды
состоят из пятого - совершеннейшего
элемента - эфира.
В учении о познании и о его видах
Аристотель различал "диалектическое" и "аподиктическое"
познание. Область первого - "мнение",
получаемое из опыта, второго - достоверное
знание. Хотя мнение и может получить весьма
высокую степень вероятности по своему
содержанию, опыт не является, по Аристотелю,
последней инстанцией достоверности знания,
ибо высшие принципы знания созерцаются
умом непосредственно. Цель науки Аристотель видел в
полном определении предмета, достигаемом
только путём соединения дедукции и
индукции: 1) знание о каждом отдельном
свойстве должно быть приобретено из опыта;
2) убеждение в том, что это свойство -
существенное, должно быть доказано
умозаключением особой логической формы -
категория, силлогизмом. Исследование
категорического силлогизма,
осуществленное Аристотелем в "Аналитике", стало
наряду с учением о доказательстве
центральной частью его логического учения.
Связь трёх терминов силлогизма Аристотель понимал
как отражение связи следствия, причины и
носителя причины. Основной принцип
силлогизма выражает связь между родом,
видом и единичной вещью. Совокупность
научного знания не может быть сведена к
единой системе понятий, ибо не существует
такого понятия, которое могло бы быть
предикатом всех других понятий: поэтому для
Аристотеля оказалось необходимым указать все высшие
роды - категории,к
которым сводятся остальные роды сущего.
Искусство Аристотель рассматривал как
особый, основанный на подражании вид
познания и ставил его в качестве
деятельности, изображающей то, что могло бы
быть выше исторического познания, имеющего
своим предметом воспроизведение
однократных индивидуальных событий в их
голой фактичности. |